Ребенок развивается неравномерно. Есть периоды относительно спокойные, а есть так называемые КРИЗИСНЫЕ. Для кризисных периодов характерно:
- границы начала и конца кризиса крайне неотчетливы. Кризис начинается незаметно,
резкое обострение обычно наблюдается в середине кризиса;
- упрямство, конфликты с окружающими, тревожность, внутренние переживания ребенка;
- неровный характер развития, кажется, что ребенок не столько приобретает, сколько
теряет из приобретенного прежде. Но возникновение нового в развитии и предпола-
гает, что исчезнет старое.
Последовательность
развития ребенка определяется чередованием
стабильных и кризис-
ных
периодов.
Взаимодействие
ребенка с социальной средой – источник его
развития. Важно при этом,
чтобы обучение шло с опережением, так как у ребенка есть уровень АКТУАЛЬНОГО раз-
вития, когда он решает задачу самостоятельно, и уровень ПОТЕНЦИАЛЬНОГО развития,
когда он решает задачу в
сотрудничестве со взрослым.
ЗОНА БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ – это то, на что ребенок способен, но еще
не умеет без помощи взрослых.
В образовательном центре “TINAROS” обучение строится на принципе учета зоны
ближайшего развития.
ВОЗРАСТНЫЕ
КРИЗИСЫ:
-
кризис новорожденности (0-2
месяца);
-
младенческий возраст (2 месяца
–1 год);
-
кризис одного года;
-
кризис трех лет;
-
дошкольное детство (3-7 лет);
-
кризис семи лет;
-
младший школьный возраст (7-13
лет);
-
кризис тринадцати лет;
-
подростковый возраст (13-16);
-
кризис юношеского возраста.
При психологическом обследовании детей часто выявляются эмоциональная напряжен-
ность, повышенная чувствительность к неудачам, неуверенность в своих силах, в правиль-
ности поступков, тревожность.
Семья
играет ведущую роль в формировании, становлении
и развитии личности ребенка.
Члены семьи постоянно влияют друг на друга. Наиболее подвержен воздействию других
членов семьи ребенок, так как его личность еще недостаточно сформирована.
Причины возникновения тревоги у детей:
-
противоречивые
требования к ребенку,
непоследовательность при воспитании, жесткий
стиль воспитания;
- неадекватные требования к ребенку, несоответствующие его возрасту, его возможно-
стям.
В результате такого отношения ребенок начинает испытывать чувство вины, его само-
оценка понижается, появляется неуверенность
в себе, тревожность. Состояние тревоги,
с одной стороны, это показатель ценности чего-либо для человека, который проявляется
в определенных ситуациях. Это ситуативная тревога. Но если человек начинает испытывать тревогу во всех жизненных ситуациях, это сказывается на учебе, работе, отношениях с людьми. При высоком уровне тревоги необходима помощь психолога.